Никитка

Вот и закончился чемпионат мира по футболу в Германии. Еще не остыли страсти и не высохли слезы радости или горя болельщиков, мы уже знаем, что итальянцы стали четырехкратными чемпионами мира. В течение месяца футбол был спортом номер один на планете, другие события как-то отошли в тень, затушевались. Поначалу я болел за Бразилию, после ее «вылета» болел за Францию, хотя и понимал, что хитрые и «артистичные» на поле итальянцы все же объективно чуточку сильнее. Апофеозом финального матча стала красная карточка блиставшему в последних матчах Зидану за «бычий» удар головой в грудь сопернику. Этот выплеск эмоций в итоге дорого стоил команде Франции, к тому же и фортуна все же благоволила итальянцам. 

Сегодня в России день траура по погибшим в страшной авиакатастрофе в Иркутске. Совсем недавно страшная авиакатастрофа с аэробусом в Сочи, и вот новая беда. Привыкнуть к подобным трагедиям невозможно, но нам, живущим сейчас, невольно приходится вырабатывать какой-то психологический иммунитет, иначе сердце может взорваться от беспрерывной череды горестных событий, которые обрушиваются на нас чуть ли не ежедневно с новостных страниц в средствах массовой информации. Мы терзаем экологию нашей тяжело больной планеты, живем на грани стрессов и срывов, и это не может проходить бесследно. Огромный сгусток негативной энергии, который пронизывает нашу жизнь, периодически неизбежно сублимируется в страшных трагедиях с гибелью людей. Одной из спасительных соломинок в подобной жизни кажется игра в любом ее проявлении. Футбол? Прекрасно, мы наслаждаемся мастерством профессионалов и мысленно сами носимся по полю и «пинаем» кожаный мяч. Теннис, казино, шахматы, какая в принципе разница, каждый находит свою арену для выплеска накопившихся негативных эмоций, для возможности спрятаться хоть на пару часов от гнетущей действительности. 

В июне наша фирма занималась подготовкой сенсорного планшета для слепых (мы об этом проекте уже писали) и согласованием сроков и условий проведения второго турнира «Голден блиц» в Ташкенте. Пока все проекты находятся в нормальном рабочем состоянии, и никаких срывов не предвидится. Реализованный проект – верхушка айсберга, а невидимую часть составляет подготовительная работа. Кропотливая, малозаметная, но очень важная часть любого проекта. Наши проекты сейчас не только реализуются технически, но и проходят необходимую патентную регистрацию. 

Наши читатели знают, что помимо работы с талантливыми детьми я уже много лет работаю над обучением шахматам и музыке детей с нарушениями развития. Опыт накоплен очень большой и в будущем я надеюсь написать об этом книгу. Интересно, что в этом же направлении работает моя дочь Арфения, научный сотрудник Российской академии образования. Вот уже несколько лет она работает над методикой обучения и социальной адаптации больных детей, и добилась на этом поприще заметных успехов. Среди ее подопечных был и мальчик Никита, который с раннего детства болел тяжелой формой заболевания. Четыре года назад врачи даже советовали родителям не забирать малыша домой, и оставить в специализированном заведении под присмотром специалистов. Проблемы Никиты усугублялись еще почти полным отсутствием иммунитета - любое, самое безобидное для здорового человека заболевание могло непоправимо нарушить хрупкое физическое равновесие. Дочери удалось сделать почти невозможное – у обездвиженного ребенка появилась положительная динамика, с заметным отставанием по возрасту, но все же появился прогресс в эмоциональном и интеллектуальном развитии. Малыш научился ползать, кувыркаться, вставать на ноги, у него появились любимые игрушки, он с удовольствием слушал сказки, музыку. Казалось, еще немного и результаты непрерывной работы в течение двух с половиной лет будут не только признаны специалистами дефектологами, но и станут залогом успешного будущего малыша. Но две недели назад он заболел герпесным стоматитом, его стали лечить обычными в подобных случаях медикаментозными средствами, а утром 5 июля четырехлетний Никита не проснулся… 

Это был страшный шок не только для родителей, но и для всех, кто знал о больном малыше. Каждое воскресенье Никиту отвозили на причастие в православную церковь, у него был духовный наставник, с которым сложились удивительно добрые, доверительные отношения, хотя малыш еще не умел говорить и объяснялся с помощью звуков и жестов. Седьмого июля Никиту отпевали на Троекуровом кладбище. Я был рядом с дочерью, чтобы хоть как-то облегчить ее боль и страдание, вывести ее из состояния шока. В море цветов, закрывших оградку, появилась табличка с надписью Юрасов Никитка – так решил его отец Сергей. Этот маленький и удивительный человечек навеки остался в нашей памяти как Никитка. В этот удивительно солнечный день плакали все, слезы были и на глазах священника, который раньше был офицером и служил в горячих точках. Смерть близких людей – это всегда трагедия, а смерть ребенка, трагедия еще более страшная и непостижимая. Мы проводили Никитку, вернулись домой, вспоминали и говорили о нем, смотрели видео, фотографии. Я думал о том, как говорил дочери, что все у нее получится, Никитка встанет на ноги и я еще буду учить его шахматам и музыке. Теперь же на небесах стало еще одним ангелочком больше, а на Земле Никитки больше не будет… 

Эта короткая, трудная жизнь, зачем она была дарована ему? Трудно ответить на этот вопрос, найти объяснение. Может для того, чтобы испытать способность любви к себе от тех, кто был к нему привязан, кто знал его по жизни. Он был удивительно светлым ребенком, несмотря на боль и страдания, которые сопровождали его по жизни. Он пришел в этот мир, чтобы испытать нас и напомнить, что без любви и сострадания жить невозможно. 

Ревут от счастья стотысячные толпы «тиффози» в Италии, рыдают от горя болельщики в Бразилии. Что стало с нашим миром, если спортивные результаты способны потрясти наше сознание сильнее, чем обычные житейские горести и радости? Ну, стали итальянцы чемпионами, заработали организаторы пару сотен незапланированных миллионов, продадут Гроссо теперь на 10 «лимонов» дороже в какой-то элитный клуб. Как все это мелко и глупо по сравнению с горем тех, кто знал и любил Никитку. Вот об этом я и пытаюсь говорить 30 с лишним лет своей тренерской работы, что главное, что могут дать шахматы – это радость общения через игру. Для меня смерть Никитки стала той последней точкой, которая определит всю оставшуюся жизнь как шахматного педагога. Это прекрасно, когда можно научить играть в шахматы и получать радость от творчества, а спорт больших достижений – это всегда лукавство и компромисс с совестью. Буду просить директора культурного центра, чтобы разрешили записывать в школу не только детей, но и взрослых – любви к шахматам все возрасты покорны. 

Наш «шарик» удивительно мал, и мы все связаны невидимыми нитями добра и понимания с момента рождения. От нас зависит, разорвать или сохранить то, что дано нам от Бога. Каждый выбирает свой путь, и никому и никогда не поздно осознать это и вернуться туда, где его ждут любовь и доброта. 

До встречи, друзья!