Ты пришел, малыш!?

Он вошел, улыбнулся, и в классе стало светлее. Немного смущаясь и чуть покраснев, он сказал: "Здравствуйте, я пришел!". Я посмотрел в его глаза и улыбнулся. С этой минуты мы станем друзьями, на сердце потеплело. Я понял, что случилось маленькое чудо - ко мне пришла "звездочка".

Почти 30 лет работаю тренером и каждый раз, встречаясь с детьми, которые хотят заниматься шахматами, испытываю невольное волнение. Каждый раз, вглядываясь в чудесный блеск детских глаз, я с надеждой ищу там "звездочку". Все дети талантливы, каждый по-своему. Один наделен природным интеллектом и реактивным мышлением, другой - устойчивой психикой, трудолюбием и умением концентрировать внимание. И все же "божья метка" должна быть, иначе все превратится в обычную, рутинную работу.

На первом этапе занятия шахматами должны приносить ребенку только радость общения с ними, удовольствие от процесса игры. Главная задача тренера заключается в том, чтобы безболезненно "привить шахматный вирус" ребенку и выработать в нем иммунитет к неизбежным поражениям. Бессмысленно ругать малыша за грубый зевок или явную позиционную ошибку. При первой возможности надо его похвалить за интересный ход или идею. Важно научить его думать и получать удовольствие от процесса мышления.

Первый год занятий, как правило, определяющий для дальнейшего развития шахматных способностей. Здесь важно не спешить, не "выжимать соки", чем грешат многие тренеры-дилетанты. В неумелых руках талантливый ребенок быстро сломается, "зачахнет" и в дальнейшем этот негативный процесс остановить практически невозможно. Действовать надо по принципу: "Лучше меньше, да лучше". Нельзя пичкать ребенка шахматными премудростями, добиваясь их понимания и применения на практике. Сколько талантливых детей было загублено нетерпеливыми тренерами и доверившимися им родителями! Плод должен созреть естественно, на это нужно биологическое время, а не искусственное впрыскивание шахматных стероидов.

Нужно очень хорошо изучить особенности психики ребенка, укрепить его физическое здоровье, выявить характерные особенности мышления. Каким бы талантливым ни был ребенок, что-то у него будет получаться лучше, а что-то хуже. Совершенных людей нет. Выдающиеся шахматисты лишь стремятся к универсальности стиля игры, но никогда его не достигают. Надо подобрать ребенку несложный дебютный репертуар, не зацикливаясь на зубрежке тактических вариантов и ловушек. Бессмысленно показывать королевский гамбит ребенку со спокойным, уравновешенным характером. Если он даже получит преимущество в острой, изобилующей тактикой позиции, то все равно будет искать спокойное позиционное решение.

Многие тренеры, обнаружив у ребенка незаурядную память, начинают нещадно ее эксплуатировать, стремясь превратить ученика в "супер-монстра", решающего исход борьбы уже в дебюте. Это приносит успех лишь на первом, начальном этапе становления шахматиста, в детских турнирах, которые ничего общего не имеют с взрослыми, профессиональными шахматами.

Когда Гарри Каспарову было 9 лет, никто из специалистов не сомневался, что видит перед собой шахматного гения, будущего чемпиона мира. Но тренеры, работавшие с ним на разных этапах, в первую очередь "педалировали" его феноменальную память. Между тем, на мой взгляд, главной составляющей его таланта является реактивность мышления, природный оптимизм и богатое воображение. Могло так случится, что он не стал бы самым юным в истории шахмат чемпионом мира. Вспомним, через какое тяжелейшее психологическое испытание пришлось ему пройти в первом матче с Карповым, матче, судьба которого висела на волоске. Но в решающий момент не обошлось без божьего благословения, изменившего ход истории, в итоге справедливость восторжествовала, но юная голова победителя была украшена ранней сединой. К счастью для Каспарова, природа наделила его сверхустойчивой психикой, иначе катастрофа была бы неизбежной. Здесь еще и заслуга его мамы, Клары Каспаровой, сумевшей из щуплого мальчишки воспитать настоящего атлета, спортсмена-универсала. Возможно, когда-нибудь его главный духовный наставник - мама - напишет книгу воспоминаний и поделится своим бесценным опытом ошибок, тревог и надежд...

Самым гениальным шахматистам требуется примерно 6-7 лет, чтобы пройти путь от новичка-любителя до шахматного профессионала. В эти годы умещается все: и почти ежедневные многочасовые занятия, и физическая подготовка, и участие в турнирах, и естественный период адаптации психики к большим, а порой и к чрезмерным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Не верьте тренерам, которые обещают вам быстрых успехов. С талантливым ребенком тренер должен не только заниматься по индивидуальному плану, он должен жить его интересами и вне стен шахматной школы. Даже засыпая, он должен думать о своем ученике - как ему помочь, что завтра показать, беспокоиться о его здоровье и многое-многое другое.

В идеале, тренер должен стать ему другом, духовным наставником. Во время турнира часто важнее просто погулять с учеником перед сном и побеседовать о чем-то приятном, чем пичкать его очередной порцией "нужных вариантов". Важнее проследить за правильным питанием и полноценным отдыхом, порой превращаясь в обычную няньку. Эта постоянная забота, опека не всегда с благодарностью встречается учеником. Не секрет, что профессиональная тренерская работа, как, впрочем, и работа любого преподавателя - занятие неблагодарное. Но здесь вас спасет только любовь к ребенку, к детям вообще, иначе следует оставить преподавательскую деятельность.

Часто случается и так, что тренер бережно растит талант ребенка, вкладывая в его становление все силы души, а когда тот добивается определенных успехов, родители забирают его и уводят к тренеру более высокой квалификации в надежде на то, что занятия с ним принесут больше пользы. Безусловно, есть тренеры-профессионалы, умеющие и понимающие в шахматах многое. Но это не обязательно гроссмейстеры или мастера. Общение с гроссмейстером принесет пользу скорее всего в психологическом плане. Талантливый юноша поймет, что "не боги горшки обжигают". По сути, средний гроссмейстер - это опытный шахматист, знающий досконально несколько сотен типичных позиций и приемов игры в них. Если же "вывести его в чистое поле", то класс игры заметно ухудшается. Это, конечно, не относится к маэстро, способным силой своего таланта и мастерства разобраться практически в любой шахматной ситуации. Но таких во всем мире наберется не больше 2-3 десятков, да и тренерской работой они, как правило, регулярно не занимаются. Все остальные - просто классные специалисты в достаточно узкой области шахматных знаний. Один хорошо ставит технику реализации преимущества, другой тонко понимает ладейные и ферзевые окончания, третий прекрасно ориентируется в лабиринтах испанской партии или староиндийской защиты. Но занятия с гроссмейстером таят в себе не только пользу, но и серьезную опасность. Ученик невольно будет подстраиваться под стиль игры своего наставника, авторитет которого на первых порах весьма высок.

Как видите, я лишь вкратце останавливаюсь на ключевых моментах подготовки талантливого юного шахматиста. Эта тема обширна и требует постоянных исследований.

Дорогие друзья, мы приглашаем вас к продолжению разговора и будем рады оказать вам методическую и организационную помощь.