Люблю ли я шахматы?

Из уст человека, 40 лет профессионально занимающегося шахматами, подобный вопрос звучит, по меньшей мере, странно. Тем не менее, раз такой вопрос возникает, значит, есть проблема и надо с ней разобраться. 

Когда сегодня своим друзьям и коллегам я говорю, что практически отошел от тренерской работы, они воспринимают это как несколько затянувшееся чудачество. «Ну, куда ты денешься, все равно вернешься к детям, это же твое призвание». Насчет призвания не возражаю, да и никуда от детей я не уходил, почти все проекты, над которыми сейчас работаю, связаны с детьми. Но стержневой идеей сегодня является музыка, а не шахматы. Да, я могу после пяти минут общения с ребенком сказать, насколько он талантлив в шахматах, что его ждет в будущем, как построить учебный процесс. Через какие промежутки времени он будет преодолевать очередные ступеньки творческого и спортивного совершенствования, но участвовать в этом процессе мне уже не хочется. Сегодня я не могу рассказывать о шахматах, как о высоком искусстве, изменилось время, изменились обстоятельства, общество, дети. Сегодня надо быстренько дать основы понимания игры, сформировать будущий стиль игры, подобрать удобный и понятный дебютный репертуар и одновременно обязательно развивать необходимые для спортивной карьеры качества – собранность, целеустремленность, умение длительно держать концентрацию, боевой настрой, навыки психологической борьбы во время каждой турнирной партии. Это довольно сложная и жесткая технология, параметры которой хорошо известны и для профессионального тренера особого труда не составляет ее реализовать. К счастью, именно к счастью, я больше не хочу преодолевать в себе нежелание считаться с жесткой объективностью процесса. Я могу рассказывать о прекрасном в шахматах часами и днями, могу развить чувство прекрасного, любовь к классическому наследию, но объективно сегодня все это отступает на второй план. Сегодня надо учиться просто делать много хороших крепких ходов и как можно меньше слабых. Времена, когда маэстро типа Таля , Бронштейна и Геллера нерационально тратили время на поиск лучшего хода, практически канули в лету. Гораздо важнее правильно распределить силы и контрольное время на партию, чтобы не очутиться в цейтноте и не «ляпнуть» так, что ничего уже не исправишь. За последние 20 лет заметно вырос средний класс игры, выросла цена ошибки( особенно в дебюте), и немногочисленные шахматные романтики среди профессионалов почти перевелись. 

Вот закончился Мемориал Таля, посвященный 70-летию гениального шахматиста. На мой взгляд, один из самых интересных за последнее время турниров. Не по подбору участников, а по качеству и характеру борьбы в большинстве партий. Словно невидимый дух шахматного волшебника витал в эти дни в здании ЦДШ. Но почему я так и не смог заставить себя посетить этот турнир? Могу сослаться на простуду, на некоторые семейные проблемы, и это будет объективно, но все же, хоть на пару часов вырваться, повидать друзей, учеников, знакомых или как сейчас говорят «потуситься», можно было. И все же я этого не сделал. Думаю, что высшие силы здесь ни при чем, «вот мол, ушел из шахмат, и теперь обстоятельства складываются так, что не можешь выбраться даже на турнир памяти своего шахматного кумира». Потом я понял, почему так и не поехал. Радость общения с друзьями наверняка отравила бы необходимость общаться с известными людьми из шахматного мира, которые вот уже много лет вызывают негативную реакцию. Когда был молод, находил в себе силы не обращать на это особого внимания, а сегодня, когда невольно бережешь физическое и нравственное здоровье, сознательно подвергать себя такому испытанию не хочется. Вот и сидел за монитором, смотрел партии в режиме онлайн. Получал удовольствие от процесса шахматной борьбы и онлайн-общения. Действительно, было много интересных партий. До начала турнира я болел за Ароняна, которого, как и Морозевича, отношу к шахматным мушкетерам. Очень надеялся, что яркую игру покажет и талантливый Мамедьяров, но его конечный результат поверг меня в недоумение – ничьи во всех партиях. Понятно, что в высшем шахматном обществе цена ошибки очень высока. Понятно, что игра у Морозевича не заладилась и в спортивном плане он турнир провалил, но он оставался самим собой, не изменял своему стилю. А ложкой дегтя оказались партии последнего тура, когда почти все участники дружно подписали «рыбные соглашения». Взяли тайм аут перед блиц-турниром, еще один день, помимо отпущенного по регламенту дня отдыха? Восемь туров так интересно сражались. и вдруг попер неприкрытый практицизм. Грустно все это, друзья. Все эти рейтинги, призы, запрограммированная «бабкомания» с калькулятором в руках или в голове. Грустно и скучно. Лет 10 назад мы вместе с Игорем Зайцевым, удивительно талантливым и разносторонне одаренным человеком, пытались разработать свою шкалу оценки результата шахматной партии по творческим критериям. В этой шкале было около 10 параметров, и в конечном итоге, помимо спортивного результата мы предполагали выявить и творческий потенциал шахматистов. Поверьте, далеко не все сильнейшие на сегодня гроссмейстеры оказались на первых строчках такого творческого отбора. Вы думаете, что мы нашли понимание, и хотя бы журнал «64» предоставил свои страницы для интересных публикаций на эту тему? Разве что, один, ныне покойный Эдуард Гуфельд, возглавлявший в те годы комиссию в ФИДЕ по эстетике и красоте шахмат, пытался развить эту идею и привлечь к ней внимание общественности и потенциальных спонсоров. Вот и получается, сила есть, результаты прилично оплачиваются, а творческое начало на ролях раритетно постаревшей Золушки мало кого интересует. 

А что говорить о блиц-турнире. Никто не спорит, состав классный подобрали, отбор жесткий провели и тд. Но почему не было массового отбора, почему не дали шанс не только любителям, но и мастерам хотя бы побороться за возможность участия в таком культовом турнире? Ведь Таля обожали не только за его шахматный гений и неподражаемый стиль игры, Таль был самым демократичным, открытым и доступным чемпионом мира. Тысячи и тысячи поклонников шахмат до сегодняшнего дня с благоговением вспоминают его рукопожатие и хранят автографы. К нему не надо было пробиваться сквозь кордон охраны , у него на лице не было и тени той снисходительно-пренебрежительной улыбки, которой одаривают сегодняшние «небожители» прорвавшихся к ним поклонников шахмат. Пожалуй, лишь Ананда нельзя упрекнуть в этом снобизме, в этом отвратительном умении надеть на лицо непроницаемую маску вынужденного терпения. Я очень рад, что именно Ананд выиграл блиц-турнир, а второе место занял Аронян. В этом есть некоторая справедливость и закономерность. Как закономерно и то, что партии блиц-турнира в режиме онлайн посмотреть было невозможно. Неужели нельзя было это технически организовать? Кстати, а вообще существует запись блиц-партий, наверняка бы поклонники шахмат их с удовольствием посмотрели? 

Возможно, вы подумаете, что я изменил шахматам не просто так, «шерше ля фам», как говорится, наверняка прошедшая любовь сублимировалась во что-то другое. Перед своими друзьями я никогда не скрывал, что музыку люблю больше шахмат, поэтому и вернулся к первой большой любви, которая была принесена в жертву ради шахмат, и вот уже два года чувствую творческий подъем и радость от того, чем занимаюсь. Буквально на днях завершается работа над опытным образцом сенсорного планшета для слепых детей. Проблем было много – и технических и других, и все же рабочий макет уже изготовлен. Последние 4 месяца не проходит чувство стыда перед детьми из музыкальной школы для слепых в Питере, которым я обещал сенсорный планшет к началу учебного года. Вроде и вины твоей нет в этой задержке, но что я скажу детям, когда вновь их увижу? Надеюсь, что простят меня и в моем лице тех, кто все это так затянул по времени. Еще один проект ждет своего завершения – разработаны специальные сенсорные шахматы для игры в быстрые шахматы. Обо всем этом я уже писал ранее на сайте. Сейчас напоминаю об этом читателям и хочу , чтобы они были в курсе того, чем мы сейчас занимаемся. 

Довольно успешной стала реализация дисков с шахматной музыкой и книги «Музыкальная пирамида шахмат». 4 и 5 декабря в клубах «Белые облака» и « Путь к себе» будут проходить встречи-презентации с читателями. Немало приходит писем из разных уголков России, других стран. Люди приезжают издалека, чтобы пообщаться, приобрести книгу и диски, задать вопросы, обсудить некоторые проблемы. Кто-то из них становится единомышленником и помощником, с кем-то просто интересно общаться. Появляются новые идеи реализации музыкальных проектов. Один из самых необычных и интересных – музыкальный автопортрет человека. Сделано уже несколько таких работ, и все они вызвали большой интерес у самых разных людей. 

Надеюсь, теперь вы понимаете, почему я задался вопросом. Вынесенным в заглавие . Когда в тебе звучит музыка, когда ты полон творческих планов и надежд, трудно найти в себе силы и перешагнуть порог клуба, где проходят шахматные баталии ради каких-то спортивных или иных интересов. Чего я там не видел? Лихорадочного блеска в глазах, так в казино его не меньше. «Проржавевших» от времени организаторов турнира, которые работают по-старинке? Ажиотажно-взвинченных родителей, ждущих от своих чад только спортивных успехов? Уже покалеченных всей этой кутерьмой детских душ и лиц? Кому там я буду рассказывать об эстетике и красоте шахмат, говорить об их удивительной гармонии и музыкальном воплощении? Там очень мало самой игры, мало истинной, а не ложной радости от сыгранных партий, там напряженная и тягостная атмосфера «интеллектуального ринга» и психологического единоборства. В этом своеобразном смоге трудно дышать и полноценно жить. 

По иронии судьбы, именно сейчас, когда я отошел от тренерской практики, стали поступать выгодные предложения, как официальные, так и частные. Но если ты хочешь оставаться честным перед собой и теми, кто на тебя надеются, то надо прямо сказать «Спасибо, но сейчас меня это не интересует». Когда уходит любовь, не всегда остается выжженная пустыня. Как и прежде, хоть и ночью, но нахожу часок, чтобы поблицевать на игровых серверах, подвигать, хотя бы виртуально, фигурки, чтобы не потерять тонус. Радуюсь, когда удается сыграть красивую партию или провести красивую комбинацию. Огорчаюсь, когда цинично рубят флаг серией нелепых подставок с шахами. В шахматы я буду играть до конца жизни, в них есть непреходящая радость творчества, а может я себя красиво обманываю, и это просто наркотический эффект. Как говорится и мозгам неуютно и руки чешутся подвигать фигурки. Как бы там ни было, мне этот процесс все еще нравится. Но настоящую радость я испытываю от того, когда слепой ребенок начинает слышать музыку своего рисунка, когда нормальный ребенок, собрав картинку из музыкальных паззлов, радостно кричит «Послушайте, какую музыку я сочинил» и начинает кружиться в танце. Эту радость никакими титулами и званиями, никакими гонорарами не измеришь. Она естественна, как сама жизнь, искренна и самодостаточна. И парадоксальна ли такая мысль – « для того, чтобы сохранить любовь навечно, надо с ней расстаться»? Время покажет, и боженька рассудит, прав ли я был, отойдя от шахмат так далеко. Время и любовь к музыке, которую истребить невозможно. Вот в этом я абсолютно уверен. 

До встречи, друзья!