Весна надежды

Приношу извинения нашим читателям за долгое молчание. Проще всего списать грехи, оправдываясь напряженным графиком работы, обычным зимним недомоганием или семейными проблемами, но делать это не стану. Скажу откровенно – брался писать Чесси неоднократно, но каждый раз не хватало творческого настроя, а без него любимое детище приобретает совсем иные, неприятные мне формы. 

В январе очень хотелось написать материал о Моцарте, чье 250-летие широко отмечалось во всем мире. Думал, вот как здорово все складывается – диск с музыкой выпустил, диски с турниром «Голден блиц» также радуют глаз, да и рукопись «Музыкальной пирамиды шахмат» вроде готова к отправке в издательство. Все вроде хорошо, но тут-то и начались «чудеса в решете» - соавтор Кандинский решил (в очередной раз) доработать свою часть книги, а все мои увещевания, что читатели давно заждались, пора заканчивать оригинал-макет, результата не дали – профессор музыки твердо стоял на своем. Возможно, он и прав, подобная масштабная работа неизбежно должна корректироваться, но я привык держать слово. К тому же была задействована целая группа людей – издательство, типография, многомесячное напряженное ожидание сменилось непониманием и даже раздражением. Теперь и не знаю, что вам сказать, но Кандинский обещал последнюю версию книги сдать к 10 марта. Я, грешным делом, надеялся, что книга выйдет в конце марта, как раз к предстоящему маленькому юбилею – моему 55-летию, но эта красивая «комбинация» вряд ли воплотится в жизнь. 

А тут началась ежегодная любимая «тусовка» на «Аэрофлот-опене». Столько друзей приехало, столько знакомых и незнакомых лиц. Многие уже заранее писали, что возьмут с собой наши диски, а мне было очень интересно узнать их мнение – и профессионалов и любителей. Тем и хорош «Аэрофлот», что в нем могут принять участие все желающие. Много общался, но особенно запомнилась беседа с Псахисом. Леву я знаю давно, еще по работе в штабе Каспарова, человек он неординарный и общаться с ним очень интересно. За последнее время пессимизма в нем явно прибавилось, особенно в вопросах о будущем классических шахмат. Он убежден, что они умирают, и помешать этому процессу невозможно, можно лишь констатировать факты. Одобряя все мои проекты, связанные с музыкой и блицем, учебные и образовательные проекты, он все же был непоколебим в главном – компьютеры привели к выхолащиванию, вырождению главной идеи шахмат – они перестали быть Великой Игрой. 

Было очень много разговоров и о предстоящих выборах президента ФИДЕ. Если честно, меня это не очень интересует, проблема на самом деле в том, какая команда чиновников придет вместе с новым или старым президентом. То, что нынешняя явно не «вписывается в поворот», это очевидно. Никакие сверх усилия и потуги создать нормальный календарь с учетом интересов шахматной элиты, не спасет ситуацию с шахматами. Бесполезно ремонтировать крышу, если фундамент такой шаткий. Начинать надо с его укрепления – с массовости, введение урока шахмат в школах, внедрения новых форм шахмат, в том числе и с элементами шоу-программ. Нужны молодые люди, не старше 40-45 лет, довольно большая команда профессионалов – организаторов, тренеров, менеджеров. Вы их знаете? Я нет, лишь несколько фамилий, которых явно недостаточно. Отсюда напрашивается вывод – в ближайшие годы заметного улучшения ситуации не предвидится. 

Что ни говори, а смотреть, как играют Мамедьяров, Эльянов и другие молодые ребята, приятно. Радует, что таланты не переводятся. Но глядя со стороны на обстановку на турнире в Москве, на небольшую кучку зрителей, понимаешь, что подобное действо пропаганде шахмат особо не способствует. Все же теснотища, все же трансляция в Инете на «дохленькую» троечку, да и стартовые условия ни к черту не годятся. А то, что столько гроссов приезжает, так людям просто нравится эта тусовка, да и куда им бедным деваться – главные призы привлекательны, а мысль о том, что шансов на выигрыш больше чем в казино, вселяет некоторые надежды. 

Затем начался мексиканско – испанский сериал Линареса. Партии интересные, а вот борьба в турнире какая-то нервная, натужная. Залихорадило Топалова, все же титул давит психологически, недруги явно злорадствуют после подведения итогов первого круга. Совсем «паршиво» начал Раджабов, а затем явно разыгрался после победы над Топаловым. Классно смотрится Леко, наконец-то прервавший полосу неудач и очень здорово играет Аронян. Одним словом, есть на что посмотреть, но постоянно ловлю себя на мысли, что надо заниматься главным делом- работой с детьми. Сейчас появились первые проблески надежды. Заключили договор с Ломоносовской школой и открыли там шахтную школу. После встречи с главой армянской апостольской церкви в России владыкой Езрасом появилась уверенность, что в открывающемся на днях культурно-просветительском центре и здесь будет организована шахматная школа. Поверьте друзья, в моем «бешеном» графике жизни – работа с детьми самое светлое и доброе. Здесь все открыто и искренне, здесь радуешься, видя, как с неподдельным интересом слушают тебя новички, от самых маленьких до старшеклассников. Ведь как здорово, берешь в руки обычную шахматную доску и начинаешь рассказывать не только историю шахмат, не только правила игры, но и даешь интересные знания по математике, физике, психологии. Шахматы очень органично вписываются в учебный процесс, а прикладные аспекты порой выходят на первый план. Что ни говори, а главное научить детей правильно мыслить, привить интерес ко всему новому и необычному, отвлечь их внимание от всех этих стрелялок-убивалок. Вот где пригодились диски с шахматной музыкой. «Классно! Прикольно!». Да бога ради, я на сленговые словечки не обижаюсь, бесполезно ворчать на «порченость» языка поколения «next». Главное, что им это интересно, а общаясь с тобой, они научатся не только мыслить и играть, но и поймут сколько в шахматах эстетики и красоты, полюбят Игру, а значит станут добрее и лучше. 

Все же надеюсь, что к юношескому первенству России в Дагомысе буду во всеоружии, и приеду туда не только с дисками, но и с книгой о шахматной музыке. Втайне надеюсь и отдохнуть «в Сочах» пару-тройку дней, уж слишком напряженно проходят последние годы жизни – а в отпуске я не бывал аж с 1981 года! Согласитесь, что это ненормально. 

Есть еще много интересных новостей по работе нашей молодой компании, которая на днях отмечала первый год существования, но я их придержу до тех пор, когда все они воплотятся в реальных договорах на реальных листах бумаги, соответственно заверенные печатями.

Пора уже этой долгой зиме уступить права весне, вроде и Масленица уже проходит, а солнышка все не видно. Вот с этой надеждой и живу – на весеннее солнце, на интересные встречи, дела и проекты. Здоровья бы и терпения всем нам побольше. 

До встречи, друзья!