Дортмунд глазами болельщика

Каждый супертурнир – значимая веха в истории современных шахмат. За Дортмундом- 2005 я следил с особым пристрастием, ведь в нем принимал участие Эмиль Сутовский. На сайте http://www.chesspro.ru регулярно публиковались отчеты по турам, есть хороший фоторепортаж Константина Ланды, но все это происходило с существенной задержкой по времени. Виной всему хамское(личные эмоции) отношение организаторов к многотысячной армии поклонников шахмат, которые не могли наблюдать партии в режиме реального времени. Сколько прибыли дала такая «принципиальная» позиция организаторам, 5-6 тысяч евро или того меньше, а вот на их репутации виртуальный занавес скажется весьма негативно. Вот и оставалось нам, бедолагам, «бежать» вечером на TWIC, чтобы посмотреть сыгранные в очередном туре партии. 

Сохраняя традицию, не буду детально освещать сыгранные Сутовским партии, а свои впечатления передам в виде своеобразного дневника. Знаю, что Эмиль серьезно и целенаправленно готовился к турниру – латал неизбежные для своего острого дебютного репертуара дыры, искал новые идеи. 

Выбор челябинского варианта в партии первого тура с Найдичем несколько озадачил, я ожидал варианта Фишера-Найдорфа с более динамичной игрой. Вообще, челябинский вариант переживает кризис. Очевидно, что белые нашли несколько четких стратегических идей, позволяющих держать черных в партере. Как-то все эти позиции держатся, но и только, предел мечтаний для черных – ничья. Если так нравится пешка на е5, то не лучше ли этот ход сделать на первом ходу. 

В самой партии Найдич применил интересную, но очевидную новинку. Сняв напряжение в центре, черные обозначили контригру на ферзевом фланге. Представляется ошибочным 19 ход Эмиля, более реальны шансы на контратаку после 19…ba. После этого белые четко использовали хронические слабости соперника на королевском фланге. Обидное поражение, особенно чувствительное на старте. 

Партия с Крамником. Лебединая песня Эмиля в турнире. Не знаю, какие арии и песни он пел на открытии Дортмунда-2005, но в этой партии ему в полной мере удалось реализовать свое шахматное кредо. Анализ партии показывает, что Крамник защищался не лучшим образом, но игровая компенсация у белых была во всех вариантах. Думаю, что Крамник в душе надеялся не только отбиться и сделать ничью, но и наказать соперника за «излишний» оптимизм в атаке. Понятно, что эмоциональный и творческий выплеск Сутовского в этой партии сказался на его дальнейшей турнирной судьбе, хотя после этой победы я вздохнул с облегчением – только ради создания такого «полотна» стоило попасть и играть в супертурнире. 

Партия с Ниельсеном. Традиционно неудобный соперник для Эмиля. В сложном, тактически и стратегически, варианте защиты Грюнфельда, ставшим популярным после матча Каспарова с Карповым, белые применили интересную домашнюю заготовку, и Эмиль уже на выходе из дебюта был обречен на тяжелую борьбу за ничью. Сколько помню Эмиля, столько пытался его убедить, что необходимо в ответ на 1.d4 играть более классические, «академические» дебюты, в частности защиту Нимцовича. Но он традиционно (наблюдал этот процесс у многих своих талантливых учеников) переболел «старухой», затем, по следам Каспарова, приплыл к скалистым берегам Грюнфельда. Как я иногда горько шучу, никуда от этого не деться, каждый, даже самый здоровый ребенок, должен переболеть ветрянкой, ангиной и т.д. А я все еще верю, что Эмиль поменяет репертуар черными. 

Вот в таких мучениях и прошла основная часть партии с Ниельсеном. В результате ничью удалось-таки «выцарапать», но по ходу партии наверняка пару раз Ниельсен проходил мимо выигрыша. 

Партия с Бакро оказалась переломной в турнире. Эмиль не так давно заиграл (и слава богу) испанскую классику, стараясь привнести в известные варианты свежие и оригинальные идеи. Но испанка требует от играющего белыми терпения и хитрости, прежде, чем позиция станет полноценно динамичной. Все же Эмиль перегнул палку, слишком размашисто вскрыл игру и столкнулся с очень точной реакцией Бакро, который остроумно перехватил инициативу и получил преимущество. После этой партии мне стало ясно, что Эмиль должен немного успокоиться и взять на «пол-тона» ниже. Две тяжелейшие в эмоциональном плане партии с Крамником и Ниельсеном отняли слишком много сил. 

В партии со Свидлером Эмиль по дебюту получил очень перспективную позицию, а на 17 ходу мог добиться очевидного позиционного преимущества, но сыграл менее энергично, дал сопернику передышку и в конце был вынужден форсировать ничью фирменной жертвой коня. 

Партия с Ван Вели. Люк в этом турнире играл на удивление хорошо, стабильно. Пресловутый Грюнфельд треснул по швам второй раз. После дебюта игра шла на 2 результата – спасутся черные или нет в этом противном эндшпиле, где пара связанных проходных белых по центру гильотиной нависла над позицией. Эмиль отчаянно защищался, но спасти такую позицию, могла, пожалуй лишь «Гидра», недавно растерзавшая Адамса в коммерческом матче. Все стало ясно, уж не звучать фанфарам на закрытии турнира, и шикарный белый костюм с умопомрачительным галстуком стали синонимом не праздника, а тяжелой битвы за выживание. Надо было уползать с последнего места, которое мне и в страшном сне не могло присниться. 

Партию с Топаловым Эмиль провел академично. Методично «поддавливал» по белым полям, вынудил черных аккуратно защищаться, а когда партия перешла в эндшпиль с разноцветом, спокойно сделал ничью. 

Очень непростой была партия с Леко. В английском начале Эмиль черными применил довольно оригинальный план защиты, но все же белые получили ясный позиционный перевес. К чести Эмиля, он хорошо провел трудную защиту и отстоял сложный ладейник. 

Партия с Адамсом. Очень надеялся, что Эмилю удастся выиграть последнюю партию турнира. В довольно безобидном варианте испанки Эмиль постепенно переиграл англичанина и получил реальные шансы на выигрыш. Думаю, что выигрывало 38.Rg1, но в итоге и эта партия закончилась вничью, и Эмиль на пол-очка обошел занявшего последнее место Ниельсена. 

Фактически у Эмиля в Дортмунде получилось два мини-турнира. Один, из пяти партий с грандами – Крамником, Топаловым, Леко, Свидлером и Адамсом он провел достойно – одна победа и 4 ничьи. Другой, из четырех партий, с менее именитыми, из рук вон плохо – всего 0, 5 очка. 

Уверен, что опыт Дортмунда побудит Эмиля еще больше и целеустремленно работать над шахматами. Набранные очки, действительно по игре, но вместе с тем специалисты поймут, насколько велик шахматный потенциал Сутовского. Это только по формальным признакам (возрасту) Эмиля скоро можно будет причислить к отряду «стариков». На самом деле, как каждый по-настоящему творческий человек, Эмиль будет неустанно идти по пути совершенствования в шахматном искусстве. Это его призвание, его нелегкий крест, его череда счастливых озарений и радостных минут наслаждения игрой.