Виват, король, виват!

Лет 10 назад, на одном из торжественных вечеров в честь чемпиона мира Гарри Каспарова замечательная грузинская певица Тамара Гвердцители пела свою знаменитую песню «Виват, король». Спела, она, как всегда, замечательно, обнялась и поцеловалась с Гарри, но у меня, как и у многих присутствующих осталось неоднозначное впечатление. Каспаров был в расцвете сил, и ни о каком уходе с вершины шахматного Олимпа не могло быть и речи. Время летит неумолимо, и вот уже Гарри после завершения турнира в Линаресе заявляет о своем уходе из профессиональных шахмат. 

Не думаю, что на окончательном решении сильнейшего на сегодня шахматиста мира сказалось нелепое поражение в последнем туре от Топалова. За свою огромную турнирную практику Каспаров не раз терпел обидные поражения. Скорее всего, он наметил самоотречение еще до турнира в Линаресе. Красиво, эффектно, по-каспаровски не получилось, для этого надо было сделать «всего» лишь ничью в последнем туре, а потом помахать ручкой и сказать «гудбай» коллегам. Что скрывать, Гарри любит все эффектное, и не только в шахматах. Вспомните его матч с Крамником накануне миллениума. Любой практичный человек перенес бы матч на 2001 год, но Гарри решил эффектно проводить тысячелетие и эффектно встретить новое. Не получилось… 

Шахматный мир это решение вряд ли потрясет. Так или иначе, но последние заявления Каспарова давали понять, что страшный прессинг со стороны шахматной общественности, руководства ФИДЕ, подорвали его веру в себя, в его особую миссию в мировых шахматах. Теперь кто-то будет злорадствовать, довольно потирая руки «Ага, монстр ушел, давно пора!», кто-то будет в растерянности, но большинство поклонников шахмат, несомненно, испытают горькое разочарование. Как сказал Эмиль Сутовский, с уходом Гарри мы теряем самую знаковую, харизматическую личность в современных шахматах. Участие Каспарова в турнирах и матчах всегда было событием и привлекало внимание потенциальных спонсоров. Да и для миллионов поклонников шахмат он больше 20 лет оставался подлинным кумиром. На кого теперь равняться юным шахматистам? На Анада, пусть и гениального, но все уступающего Гарри по таланту и силе. На Крамника, который после выигрыша матча у Каспарова явно не блещет, на Леко, который может выдать уникальную серию из 12 ничьих в Линаресе? 

Вместе с Гарри уйдет не только целая эпоха, многие теперь потеряют ориентир развития шахмат в будущем. И все же, несмотря на горечь и сожаление, я рад, что Гарри принял такое решение, и очень хочу, чтобы оно стало окончательным. Для шахмат наступает момент истины, многое может решиться в ближайшие годы. Если с уходом Гарри шахматы станут малопрестижным видом спорта, значит грош цена современным шахматам – не нашей замечательной игре, а той среде и структуре, в которой она сейчас существует. Прислушайтесь, что говорит Каспаров. Я ухожу из профессиональных шахмат, но буду играть в турнирах по быстрым шахматам и давать сеансы одновременной игры. По сути, он оставляет за собой право играть в шоу-шахматы, ведь не секрет, что именно быстрый формат шахмат может привлечь внимание телевизионщиков и спонсоров. 

Да, турнир в Линаресе станет заметной вехой в истории шахмат. Чемпион ФИДЕ занимает последнее место. При всей симпатии к Касымджанову, это очевидный провал. Ананд в последнем туре «влетает» почти безропотно Адамсу, в очередной раз, подтверждая очевидную истину – присутствие Гарри в турнире парализует его волю. Блеснул Топалов, это прекрасно, за последний год Веселин явно прибавил, но и он вряд ли годится на роль лидера мировых шахмат. Да уж, грустная перспектива намечается, но ничего не поделаешь, надо будет приноравливаться к новой реальности. Почти 20 лет назад, когда я рассказал Гарри о своем проекте музыкальных шахмат, он сказал «Потерпи немного, это время еще не наступило». Что же, Гарри, неужели не пора? Не пора ли раскрыть новые грани шахмат как искусства, как великолепного средства для самообразования детей, прекрасного досуга для людей любого возраста? Ты же можешь многое сделать на этом поприще, и истинные поклонники шахмат будут тебе благодарны. 

Только бы всякие игры в политику не помешали. Неужели не понятно, что с уходом нынешней власти в нашей стране ничего существенно не изменится. Надоели все эти потрясения и революции, хочется созидать и жить спокойно, занимаясь профессионально любимым делом. Политика – дело грязное, история знает десятки выдающихся людей, которых она сломала и развратила. 

Скорее всего, мои слова это крик отчаяния. В душе я понимаю, что Каспаров ничьих советов слушаться не будет. Примет решение – и сыграет матч с компьютером на Эвересте или в Антарктиде. Захочет играть в политику, и будет играть, несмотря ни на что. Он всегда был таким, еще в раннем детстве, когда беззаботно крутил глобус и уверенно показывал любую страну и любую столицу. Мог блеснуть знанием интересных фактов истории и без запинки назвать все штаты Америки. Бесстрашно играл в «войнушку» в сквере рядом с домом в Баку, стреляя в своих «врагов» из деревянного ружья, и не обращая внимания на изодранные коленки, замазанные зеленкой. Он искал, ищет, и будет искать бури, чтобы выстоять в ней и стать победителем. Пока ему это удавалось только в шахматах, а нам остается только ждать, куда еще бросит Гарри его неуемный темперамент и жажда борьбы. Вот именно это и уходит вместе с Гарри из шахмат. Дух бунтарства, дух борьбы, может даже «Дон-Кихотство». Ну что же, «свято место пусто не бывает», посмотрим, удастся ли кому занять соразмерное с Гарри место в шахматах. Да, батоно Тамара, ты была права, когда пела «Виват, король, виват»... 

 

"Жизнь - театр", - Шекспир сказал, 

"И все мы в нем актеры". 

Ты игрой сердца пронзал, 

Рождал восторг и споры. 

За то, что ты с душой играл, 

Народ тебя короновал. 

И даже враг твердил порой, 

Скрывая страх, что ты - король, 

Что ты - король! 

 

Виват, король, виват! Виват, король! 

Покоя ты не знал. 

Без пушек , без солдат своей игрой 

Ты страны покорял. 

Меня же покорил, что верным был, 

Что был самим собой, 

И не была игрой , пустой игрой 

Твоя любовь. 

 

Виват, король, виват! Виват, король! 

Виват, король, виват! Виват, король! 

Ты был, ты был самим собой! 

Виват, король, виват! Виват, король! 

Виват, король, виват! Виват, король! 

Виват, виват, моя любовь! 

 

Лишь со мной одной деля 

Все горести и беды, 

Ты другим дарил всегда 

Золото победы. 

Ты так играл, ты был артист, 

И вот настал твой бенефис! 

Ты так играл, ты был король, 

И вот теперь вакантна роль! 

Вакантна роль! 

 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Тебе поют кругом. 

Как жаль: не вечен май, не вечен гром, 

Аплодисментов гром. 

Печаль в глазах, печаль, 

А в сердце боль, 

И каждый грустным стал. 

Прощай, король, прощай! Сегодня твой 

Последний бал! 

 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Сейчас прощаешься с игрой! 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Теперь, теперь ты - только мой! 

 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Не плач, мой милый, не горюй! 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Прощай, король, прощай! Прощай, король! 

Лишь я "Прощай!" не говорю! 

До встречи, друзья!