Театр шахматной музыки

Сейчас, когда я держу в руках CD с шахматной музыкой и пытаюсь оглянуться на пройденный путь длиной в 30 лет, начинаю чувствовать себя черепахой Тортиллой, которая подарила Буратино волшебный ключик от музыкального театра. Надеюсь, что мне все же удастся написать об этой долгой истории, но годится она, скорее всего, в рубрику «литература». Пока же мне хочется вкратце рассказать об идее создания шахматной музыки (ШМ в дальнейшем). На вкладыше к диску есть несколько строк, но этого явно недостаточно.

Лет 10 назад в средствах массовой информации появилось несколько материалов о ШМ. Благодаря поддержке Якова Дамского была сделана передача на радиостанции «Маяк», был снят сюжет на столичном телевизионном канале. Рефреном появились статьи в «АиФ», «Российской газете» и других печатных изданиях. Идея всех восхищала, я услышал много лестных слов, но так и не нашлось спонсора, который помог бы воплотить в жизнь реальный проект. Прошло несколько лет, пока судьба не свела меня с семьей Юдицких. Евгений и Наталья стали теми людьми, которые помогли мне создать первый диск с ШМ. Именно они нашли и композитора Людмилу Ханину, которая сделала аранжировку и стилизацию мелодий шахматных партий. Понадобилось еще 10 месяцев, и идея ШМ реализовалась в CD «Chessmusic».

Объясню технологию «приготовления» ШМ. Берется текст шахматной партии и с помощью специальной матрицы он переводится на ноты. Матрица и прибор, работающий по принципу двойного сканирования (звукового и светового) позволяют сделать пространство шахматной доски сенсорным – каждой клетке соответствует определенная нота. После использования текста партии с полной нотацией получалась своеобразная музыкальная дорожка из нот, отображенных последовательно через ходы белых и черных фигур. Условно говоря, если взять за точку отсчета в среднем 40 ходов на партию, то мы получаем более 160 нот ( рокировка отображается 4-мя нотами). Затем необходимо определить тональность, в которой должна звучать мелодия. Не буду описывать подробности «ноу-хау», скажу только, что для определения тональности, которая в течение партии может меняться, очень важна пешечная структура, а текст партии считывается с конца к началу.

Лет 40 назад я закончил музыкальную школу, но моего музыкального образования было недостаточно для того, чтобы сделать грамотную обработку и аранжировку нотной цепочки. Именно на этом этапе уже необходима помощь профессионального композитора. Упрощая до банальности, поясню суть вопроса на таком примере. В принципе, любой из нас способен приготовить незатейливую еду, бросив курицу в кипящую воду. Съедобным это варево будет, но по-настоящему вкусный обед может приготовить только хороший повар. Только профессиональный композитор может найти правильный ритм и тональность мелодии, добавляя музыкальные «специи и приправы» к основной музыкальной теме партии. Есть и другой, более современный способ создания ШМ. Совсем скоро будет запатентована специальная программа, которая позволяет преобразовать PGN-file (текст шахматной партии) в ноты. После этого для аранжировки можно использовать некоторые известные музыкальные программы. Вполне возможно, что среди любителей шахмат найдутся такие, которых может удовлетворить этот незатейливый уровень обработки шахматного материала. И все же, я уверен, что классную музыку можно сделать только с помощью композитора, а запись самого диска необходимо делать в профессиональной звукозаписывающей студии.

Каждый алмаз нуждается в огранке ювелира. Отбирая 11 партий для диска, мне пришлось просмотреть около двухсот партий выдающихся шахматистов прошлого и настоящего. Далеко не каждая, даже очень интересная и эффектная партия дает возможность создания красивой мелодии. Лишь на первый взгляд может показаться, что чистенькая, условно безошибочная, логически цельно выстроенная партия способна перевоплотиться в классическое музыкальное произведение. На самом же деле, композитору приходится учитывать и сценарий борьбы, расставляя акценты в ключевых моментах партии, необходимо найти форму, которая наиболее полно выражает стиль шахматистов. Это трудоемкий и довольно сложный процесс.

В ближайшее время мы выставим на сайте «демо-версию» программы перевода текста партий на ноты, и тогда каждый желающий сможет окунуться в огромный океан ШМ. Еще не так давно мне все это приходилось делать вручную, сейчас же за несколько мгновений программа выдает и звуковую дорожку, и распечатку нот.

Один очень известный композитор, которому я рассказал о ШМ, спросил меня : «А зачем вам это нужно?». Действительно трудно представить себе, что человек, который мог бы наплодить огромное количество музыки и заработать на этом кучу денег, никому ничего не объясняя, вдруг решает открыть эту идею всему миру. Но с самого начала я знал, что ШМ должна принадлежать именно всем людям, хотя не исключаю, что после опубликования идей найдутся горе-композиторы, которые не устоят перед соблазном использовать ШМ для наживы. Я же не случайно все время вспоминаю любимую сказку о Буратино. Мне действительно хочется подарить этот музыкальный ключик всем поклонникам шахмат и музыки. Каждый из нас мечтает реализовать неизбывную потребность участия в творческом процессе. Мир музыки огромен и прекрасен, как океан. Это не болото, в котором плавала пресловутая Тортилла. В безбрежном океане найдется место и шахматному кораблю. А шахматы - прекрасная игра, одна из тех игр, без которых наша жизнь была бы скучна и неинтересна.

При желании можно переложить на ноты и звуки продукт любой логической и игровой деятельности человека. Не знаю, сколько времени пройдет, но обязательно будут и музыкальные казино, и диски с музыкой теннисных матчей, и еще многое другое. Лишь язык музыки по-настоящему демократичен и понятен нам всем – белым и черным, сильным и слабым, говорящим на разных языках и наречиях. Убежден, что и алгоритм перевода букв на ноты рано или поздно будет найден. Грешен, есть у меня несколько матриц по этой идее. Но для того, чтобы воплотить эту грандиозную идею в жизнь, одних моих силенок, мыслей и догадок маловато. Необходим небольшой коллектив профессионалов – лингвистов, музыкантов, программистов. По собственному опыту знаю, что это самое трудное – найти и объединить общей идеей фанатов-единомышленников. Но сделан первый шаг на этом нелегком, но очень интересном пути. 

А вам, мои шахматные друзья, я советую еще раз перечитать сказку о Пиноккио-Буратино. Многое станет понятно и после прочтения романа Г.Гессе «Игра в бисер», или книги Бронштейна «Прекрасный и яростный мир». Кому-то суждено разбрасывать камни, а кому-то их собирать.

Какова ближайшая судьба у ШМ, я не знаю. Сегодня диски есть у Каспарова, Карпова, Крамника и еще некоторых известных шахматистов и шахматных деятелей. Это произошло буквально в течение нескольких последних дней. Безусловно, узнать их мнение о проекте «Chessmusic» мне будет интересно. Но я уже счастлив тем, что сотни людей (не только шахматистов) говорят слова благодарности за прекрасную музыку. Тираж первого диска всего 1000 экземпляров. Если вас заинтересует возможность его приобретения, то пишите мне по адресу на сайте. Буду рад, если после прочтения этого материала у вас возникнут вопросы, интересные мысли и идеи.

До встречи, друзья!