Пять баллов по шкале Рихтера

Начнем с партии “Каспаров против остального мира”. Вчера в нашей редакции подозрительно громко зазвенела люстра. Грешным делом я подумал, что по улице движется многотонный грузовик, но улица была пуста. А когда я зашел на сайт “Гроссмейстерской школы шахмат”, то понял причину странного звона люстры – это “Питерские короли”, узнав, что мир выбрал их рекомендацию, новинку 10…Qe6, в едином радостном порыве подпрыгнули на своих стульях. Такой уж сильный резонанс получился. 

Каспаров поздравил мир с рождением дебютной новинки и избрал принципиальный выпад коня в центр. Теперь борьба приобретает очень конкретный характер, и каждый ход соперников будет нести высокую смысловую нагрузку. 

Перенесемся в красавицу Прагу. Чемпион мира на презентации матча Ю.Полгар с А.Шировым пожелал соперникам сыграть боевую, интересную партию. Впрочем, два шахматных “забияки” известны своей бескомпромиссностью. Захватывающий, драматичный поединок прокомментирован Г.Каспаровым на нашем сайте. Конечно, нам известны и некоторые подробности предстоящего матча Каспарова с Анандом, но давайте немного подождем, пока все они не конкретизируются в официальном пресс-релизе. 

На турнире в Дортмунде уже сыграно два тура. Путешествие шахматной элиты по Германии продолжается. Приятно удивляет лидерство Карпова, сумевшего в первом туре обыграть И.Соколова. Чемпион ФИДЕ за день до старта в Дортмунде успел еще сыграть показательную партию с чемпионом мира среди компьютеров “Shredder”-ом. Интересная партия закончилась вничью, хотя долгое время казалось, что немецкий суперзащитник, по стилю игры очень напоминающий П.Леко, будет побежден. Но “Shredder” вновь ускользнул от беды. Вспомните, как виртуозно он убегал на ничью в решающих партиях на чемпионате компьютеров. Мне кажется, что очень интересным мог бы получиться матч “Fritz” – “Shredder”. Вопрос лишь в том, готовы ли немецкие программисты свести их в принципиальном поединке? 

В побочном дортмундском мастерс-турнире лидирует украинец М.Фейгин. Я лично болею за юного Аркадия Найдича, который пока занимает последнюю строчку турнирной таблицы. Мальчик очень талантлив, но он может в чем-то повторить судьбу Г.Камского. Уж слишком требователен, а порой и жесток к нему его отец. 

По пути в далекую Канаду ненадолго остановимся в Копенгагене. Здесь уже чувствуется жаркое дыхание финиша. Лидируют по-прежнему Б.Хансен и Н. Де Фирмиан. 

В открытом чемпионате Канады лидируют К.Спрагетт и Э.Гуфельд. Оба известны своим творческим подходом к шахматам, который не всегда приносит желаемое количество очков, но довольно часто дарит его приверженцам чувство эстетического удовлетворения. Я много лет сотрудничал с Е.Гуфельдом. Это блестящий журналист и очень интересный гроссмейстер, беззаветно влюбленный в шахматы. Когда-то шахматисты шутили: "Говорит и показывает Гуфельд", имея в виду его уникальные способности по художественному комментированию партий, оригинальные шахматные репризы и остроумные меткие выражения. Когда это было, Эдуард? “30-40 килограмм тому назад”, как вы любили пошутить? Почему вы так мало сегодня пишете о шахматах? 

Я часто думаю о судьбе шахматистов, перешагнувших 60-летний рубеж. В каких турнирах сегодня они могут играть? Чемпионате мира среди сеньоров или изредка в мемориалах памяти их ушедших из жизни коллег? Неутомимый, вечно молодой и задиристый В.Корчной, на протяжении 40 лет не покидающий ряды шахматной элиты – приятное, но, все же, исключение. Я знаю немало шахматных ветеранов, которые в поисках заработка путешествуют с одного опена на другой в безуспешных попытках конкурировать с молодыми, энергичными коллегами. Они согласны на трудные дорожные и бытовые условия (а что делать, бедность), но не могут жить вне волшебного, но часто жестокого мира шахмат. Время безжалостно, и ряды постаревших матадоров редеют. Вместе с ними мы можем безвозвратно потерять огромный кладезь шахматной культуры и знаний, накопленных ими за долгие десятилетия служения шахматному искусству. Если бы я мог найти средства для того, чтобы каждый из них имел свой сайт! Представляете, каким великолепным могло бы быть наше путешествие в шахматном Интернете?