Раздел 1

Шахматная доска. Нотация.

Прежде всего давайте условимся о главном – вам необходимо набраться терпения и быть внимательными. Только тогда шахматные правила и ходы фигур станут легкодоступными, прочно закрепятся в вашей памяти.

Шахматная доска имеет форму большого квадрата, расчерченного на 64 маленьких квадратика – они называются полями. Половина полей окрашена в белый цвет, а другая – в черный. Доска должна быть расположена таким образом, чтобы со стороны каждого играющего левое угловое поле обязательно было черным.

Ряды полей по отношению друг к другу расположены под разными углами. Продольные ряды называются вертикалями, а поперечные - горизонталями. Ряды полей, расположенные наискосок от вертикалей и горизонталей, называются диагоналями. Обратите внимание, что диагонали состоят только из полей одного цвета.

Теперь выполните первое самостоятельное задание. Расставьте фигуры в ряды так, чтобы они составили вертикаль, горизонталь или диагональ.

Знание специальной системы обозначений – шахматной нотации позволит вам записать сыгранные партии, интересные фрагменты, читать шахматные книги.

Вертикали принято обозначать буквами латинского алфавита слева направо:

а (а); b (бэ); c (цэ); d (дэ); e (е); f (эф); g (же); h (аш).

Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8.

Теперь вы можете обозначить, т.е. назвать любое поле на шахматной доске. На диаграмме 3 кружками обозначены поля, которые вы должны назвать самостоятельно.

Решите еще несколько специальных упражнений, которые помогут знать в совершенстве шахматную доску.

1). Посмотрите на доску со стороны играющего белыми.
Найдите поля c3, d3, c5, d5, e3, f3, e5, f5.
Те же поля найдите со стороны играющего черными.

2). Не глядя на доску, назовите те же поля, разделяя их по цвету – отдельно черные и отдельно белые. Делайте это упражнение до тех пор, пока не выполните безошибочно. Самостоятельно придумывайте новые и проверяйте знание шахматной доски у себя и своих друзей.

Фигуры.

(Доска с фигурами в первоначальном положении.)

Перед вами первоначальная расстановка фигур на доске. У каждой из сторон по восемь фигур и восемь пешек, расположенных на первой-второй и седьмой-восьмой горизонталях. Пешки в начальном положении выдвинуты вперед и образуют как бы защитную цепь для фигур.

Довольно часто при расстановке фигур начинающие ошибаются в местоположении ферзя и короля. Запомните короткое правило: "Ферзь любит свой цвет", т.е. должен быть расположен на поле цвета своих фигур.

Краткое обозначение при записи партии каждой фигуры:

Кр - король, Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь, п - пешка.

Посчитайте сколько одноименных фигур у каждого соперника. Запишите расположение фигур в начальном положении:

Кре1, Фd1, Ла1, Лh1, Сс1, Сf1, Кb1, Кg1, п а2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2 (белые)

Кре8, Фd8, Ла8, Лh8, Сс8, Сf8, Кb8, Кg8, п a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7 (черные).

Теперь, когда вы хорошо изучили доску, познакомились с шахматными фигурами, можно начинать более детальное знакомство с каждой из них.

Перемещение фигуры с одного поля на другое называется ходом. Шахматная партия состоит из ходов, которые поочередно делают белые и черные фигуры.

Ладьяходит по вертикалям и горизонталям.

Ладья – фигура дальнобойная, максимальное число полей, которые она "простреливает", равно 14.

Слонможет ходить по полям одного цвета и только по диагонали.

Слон на b7 - белопольный, а слон на g7 - чернопольный. Слон также относится к дальнобойным фигурам. Максимальное число полей, которые он держит под обстрелом – 13. Особенно сильны слоны, расположенные на больших диагоналях.

Ферзьходит по вертикали, диагонали и горизонтали на любое поле, т.е. совмещает возможности и ладьи, и слона.

Обратите внимание, что расположенный в центре ферзь, может пойти на любое из 27 полей. А теперь переместите ферзя в любой угол доски и посчитайте число возможных ходов - их должно быть не меньше 21. Ферзь – самая сильная атакующая фигура, и поэтому его нецелесообразно использовать для защиты.

Корольходит на любое соседнее поле, т.е. перемещается на одну клетку в любую сторону.

Если на пути движения короля, ферзя, ладьи или слона расположена фигура или пешка соперника, то ее можно "взять". При этом вы снимаете фигуру соперника с доски, а на ее место ставите свою. Если путь фигуре преграждает "своя" фигура или пешка, то ни о каком взятии не может быть и речи.

Упражнения.

Мы советуем выполнять их вдвоем с товарищем, попеременно меняя цвет фигур.

1). Поставьте белую ладью на а1, а черного слона на b7. Нападайте ладьей на слона, в свою очередь уводите слона из-под удара.

2). Поставьте белых слонов на с1 и f1 , а черных - на с8 и f8. Попеременно делайте ходы белыми и черными слонами, стараясь не ставить их под удар соперника.

3). Белые ладьи на b1 и g1 , черные на a8 и h8. Аналогично упражнению 2.

4). Белый король на h1, черный на h8. Задача белых - попасть королем на поле а8, а черных - помешать этому.